Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей от 1,5 до 7 лет в ДОУ. Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей:
младший дошкольный возраст - от 1,5 до 4 лет (первая и вторая младшая группы);
средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа);
старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Организация образовательного процесса в МКДОУ детский сад №5 "Родничок"
В данный момент детский сад посещает 211 детей, функционирует 12 групп.
Форма обучения - очная
Описание основной общеобразовательной программы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения д/с №5 «Родничок»
Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с №5 «Родничок» разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014 год).
Основная образовательная программа охватывает возраст детей от 1.5 года до 8 лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
•полноценное проживание ребёнком всех этапов детства ( раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
•индивидуализацию дошкольного образования;
•содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
•поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
•партнерство с семьей;
•приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
•возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
•обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста:
-Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
-Восприятие художественной литературы и фольклора;
-Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
-Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
-Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Структура основной образовательной программы
Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с №5 «Родничок» в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный). Каждый из основных разделов включает обязательную часть (на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы») и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика организации и приоритетные направления работы.
В соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО включает следующие структурные элементы:
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи программы
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.3. Планируемые результаты освоения ООП ДО.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
3.Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение программы.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.3. Организация режима дня.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.
Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
1.Целевой раздел
В данном разделе раскрываются:
• цели и задачи реализации ООП ДО;
• принципы и подходы к формированию ООП ДО;
• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.
Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответствуют целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием ДОУ, наличием приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.
В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об организации и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются в организации, а также информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения ООП ДО.
Эта часть ООП ДО составлена на основе соответствующего раздела примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополнена описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений
2.Содержательный раздел
Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.
Это соответствие разделу «Психолого-педагогические условия реализации программы» примерной программы «От рождения до школы» и дополняется вариативной частью.
В соответствии с ФГОС, в этой части представлены:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
• способы и направления поддержки детской инициативы;
• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной образовательной программы являются следующие:
- подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей и родителей, участие в конкурсах;
- проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего поколения;
- привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах.
Содержание психолого-педагогической работы.
Содержание психолого-педагогической работы изложено по пяти образовательным областям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Данный раздел ООП ДО выстроен на основе Примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополнен материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной работы.
В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции организации и групп.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в работе с детьми раннего возраста (образовательная область «Речевое развитие») реализуется по пособию Елены Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет».
Содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в работе с детьми 3- 7 лет (образовательная область «Познавательное развитие») реализуется по программе экологического воспитания детей «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
3.Организационный раздел.
Организационный раздел составлен с опорой на материалы Примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе представлены:
• режим дня;
• традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия;
• особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
• требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА МКДОУ д/с №5 «Родничок»
Учебный план ДОУ на 2018-2019 учебный год разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»;
- Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное.
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
-Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 «Родничок» пгт. Песковка.
Учебный план распределяет учебное время, используемое для усвоения ребенком-дошкольником необходимых представлений, практических навыков в процессе обучения и воспитания, выполнение программы в процессе организованной образовательной деятельности по основным направлениям (обязательная часть) и образовательной деятельности, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю. Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей от 2-х до 3-х лет не более 10 минут, от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. Для профилактики утомления детей организуется постоянная смена видов деятельности.
В учебном плане установлено соотношение между обязательной частью и частью, формируемой образовательным учреждением:
- обязательная часть составляет не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования.
- часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
В учебный план включено пять направлений, обеспечивающие познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени на непосредственно образовательную деятельность.
На основе учебного плана составлены расписание организованной образовательной деятельности и режимы дня. Цель расписания организованной образовательной деятельности – отрегулировать нагрузку, определить чередование различных видов деятельности, предупредить утомляемость, разнообразить формы проведения организованной образовательной деятельности, чередовать статичные и динамичные виды деятельности, распределять нагрузку между воспитателями и специалистами.
Описание годового календарного учебного графика МКДОУ д/с №5 «Родничок» пгт. Песковка
На основании Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьи 2, пункта 9 Основная общеобразовательная программа представляет комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде годового учебного плана, годового календарного учебного графика.
Календарный учебный график муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Родничок» составлен на 2018-2019 учебный год, в соответствии с возрастным контингентом воспитанников дошкольного учреждения от 2 до 7 лет.
В годовом календарном учебном графике указаны:
начало учебного года 03.09.2018;
конец учебного года 31.05.2019;
количество учебных недель, дней в год 36 учебных недель, продолжительность летних каникул с 03.06.2019 по 30.08.2019.
Годовой календарный учебный график включает в себя указание учебных недель:
в 1-ом полугодии 17 учебных недель, начало 1-ого полугодия 03.09.2018, конец 28.12.2018;
во 2-ом полугодии 19 учебных недель, начало 2-ого полугодия 08.01.2019, конец 31.05.2019.
В годовом календарном учебном графике прописаны сроки организации психолого-педагогической диагностики индивидуального развития детей:
- Психологическая диагностика индивидуального развития детей с трех до семи лет с 03.09.2018 – 28. 09.2018;
- Педагогическая диагностика индивидуального развития детей с двух до семи лет с 20.05.2019 – 31.05.2019.
Расписание образовательной деятельности
Образование осуществляется на русском языке
Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам в обучающихся не предусмотрен..